27 апр. 2013 г.

Советую прочитать! «Современная техника понижает в цене умение писать без ошибок»

Надо ли в школе учить писать резюме и любовные письма, почему русский язык не стоит преподавать вместе с литературой, существует ли врожденная грамотность и чем ужасен тотальный диктант, рассказал профессор МГУ Игорь Милославский в публичном интервью «Русский язык в школе: правильно ли нас учат» в рамках проекта «Набор слов — разговоры о языке».
Грамматика — это условность
Игорь Милославский: Я думаю, все присутствующие в зале помнят что-то из того, чему нас учили на уроках русского языка в школе. Назовите хотя бы одну тему.
Голос из зала: Жи-ши пиши с буквой «и».
Игорь Милославский: Прекрасное правило. Видишь «ж» и «ш» — и после них, хотя и слышишь «ы», пиши «и». Интеллектуального напряжения ноль. А что-нибудь такое, что требовало бы интеллектуальных усилий?
Голос из зала: Деепричастный оборот.
Ксения Туркова: Проспрягать глагол «клеить». Клеят или клеют?
Игорь Милославский: Браво. Сначала скажу про деепричастные обороты, а потом про глаголы первого и второго спряжения. Когда мы изучали деепричастные обороты, нам все время внушали, что надо обязательно ставить запятые. Если не поставил — будут большие неприятности. А теперь давайте подумаем, какой вообще смысл в существовании деепричастий и деепричастных оборотов? Если мы с вами что-то читаем или слышим и встречаем деепричастный оборот, мы меньше всего думаем, поставил человек запятую или нет. Мы думаем: ради чего он употребил этот деепричастный оборот? Ответ очень простой: в случае употребления деепричастия человек хочет сказать, что было как минимум два действия. Одно более важное, другое менее. «Подъезжая под Ижоры/Я взглянул на небеса и воспомнил ваши взоры, ваши синие глаза». «Воспомнил ваши взоры, ваши синие глаза» — это очень важно. А «подъезжая под Ижоры» — это тоже было, но это второстепенно. Давай попробуем переделать: вспоминая ваши синие глаза, я подъезжал под Ижоры. Все же переменилось.
Более того, когда мы используем деепричастный оборот, мы сознательно скрываем связь между двумя действиями, потому что эти действия могут развиваться параллельно и независимо друг от друга или одно действие может быть причиной другого: не зная брода, не суйся в воду. Могут быть другие отношения, связанные со временем, с условиями.
Деепричастный оборот — прекрасное средство, которое позволяет нам сказать не все: имели место некоторые действия, а характер отношения между ними обозначен.  Но хоть кого-нибудь этой простейшей мыслью в школе обогатили? Думаю, что нет. 
О том, надо ли учить правила читать далее

Комментариев нет:

Отправить комментарий