ЕГЭ по литературе




Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ


Тренировочные задания для работы с лироэпическими произведениями 
Теория литературы

Роды литературы
Жанры
Литературные направления и течения
Тематика лирических произведений
Структура художественного произведения
Конфликт в художественном произведении
Система образов в художественном произведении
Характер в художественном произведении
Средства создания литературного героя
Роль писателя в художественном произведении
Сатира и юмор
Название художественного произведения
Пейзаж в художественном произведении
Художественное пространство и время
Художественная деталь в произведении
Эпизод
Стихосложение
        Стихотворные размеры
        Рифма и строфа
        Рифма и типы рифмовки
Тропы и их функции
Поэтический синтаксис
Поэтическая фонетика
Лексические средства выразительности
   

Демоверсия 2015

Кодификатор.pdf  – здесь дана информация относительно того, ЧТО может встретиться вам на экзамене. Какие произведения, терминология и т.д. могут попасть в КИМах. В списке литературы напротив произведений и авторов встречаются пометки: «обзорное изучение», «по выбору»  это означает, что произведения данных авторов или конкретный текст не попадёт в тестовую часть экзамена. «При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе, но и другие стихотворения поэтов, чьи имена включены в кодификатор». Особенно это касается поэзии второй половины ХХ века, где авторы просто перечислены. В том году было достаточно много лирических произведений тех поэтов, чьи стихотворения не были названы. Перечитывал Кодификатор и наткнулся на такое предложение: «Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы».

В списке литературы у нас встречаются такие маркировки: «обзорное изучение», «обзорное изучение с анализом фрагментов», «допускается выбор». Если одна из таких маркировок стоит рядом с конкретно названным произведением, то оно может попасть в любую из частей экзамена? Получается, что так.

И еще. В том году многие ребята были в недоумении, когда увидели стихотворения Рубцова, у которого не было ни одного конкретно названного лирического произведения. Пруф: https://vk.com/topic-29807460_29940732

И теперь, когда перечитал вновь кодификатор, всё встало на свои места: «При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе, но и другие стихотворения поэтов, чьи имена включены в кодификатор». 

Это, конечно, верно звучало, что составители не выходят за рамки Кодификатора, и такие эпические произведения, как «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Мастер и Маргарита» и «Белая Гвардия» М.А. Булгакова совершенно точно могут попасть в первую часть. источник

Спецификация.pdf   – здесь дана подробная информация непосредственно о структуре экзамена. Рассказывается на примере каждой из частей, какие типы заданий, произведений могут попасть на экзамене. Например, чтобы подготовиться к сочинению (задание 17), необязательно зубрить весь курс, все произведения, которые даны в списке литературы.
«17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 – по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти)». Заметили последнее слово? ПО ПАМЯТИ! То есть, чтобы претендовать на максимальный балл, потребуется приводить цитаты в своём сочинении. Разумеется, их мало только употребить, они должны быть еще и в тему. Если в сочинении не будет прямого цитирования, то по критерию «обоснованность привлечения текста произведения» можно получить максимум 1 балл.
Также в спецификации даны примерные пропорции распределения заданий в соответствии с различными литературными эпохами».
Кроме всего прочего, экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);
• различные виды пересказа (17.1–17.3);
• определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (1–7, 10–14);
• анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
• письменные интерпретации художественного произведения (8, 9, 15, 16, 17.1–17.3);
• выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
• самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (8, 9, 15, 16–19);
• написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, наоснове литературных произведений (17.1–17.3);
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (9, 16).
И последний важный момент из спецификации – на написание ЕГЭ по литературе отводится 235 минут, или 3 часа 55 минут (в том году было 240).источник

1 комментарий:

  1. Спасибо большое! Все очень полезно!

    ОтветитьУдалить