29 сент. 2016 г.

Городская краеведческая викторина, посвящённая 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина


«ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ … ЖИТЬ!»
(Н.М. Карамзин)

2015 год – Год Литературы оставил след в сердцах детей и подростков, послужил стимулом для дальнейшего духовного развития. 2016 год юбилейный год Николая  Михайловича Карамзина: сказочника, писателя, реформатора русского языка, историка, журналиста, издателя, гражданина Отечества. Наш великий земляк Николай Карамзин дал потомкам хороший пример того, как скрупулёзно, ответственно и творчески нужно подходить к изучению родной литературы, к изучению прошлого своего народа. И не только в масштабах страны, но и на местном уровне.
Напомним, что необычайная образованность Н.М. Карамзина – это его личная заслуга. Рос он в глуши, читал женские романы. В пансионе при университетской гимназии проучился совсем недолго, а уже в 15 лет определён на военную службу. Но литературу, чтение не оставлял никогда. Одна беда: русской литературы до него просто не было. Всего лишь три имени мы можем назвать смело: Фонвизин, Державин, Ломоносов. А всё потому, что образованное русское дворянство не могло пользоваться русским языком! Уже в начале творческого пути Н. Карамзин взял за основу  живую разговорную речь. В поэтических упражнениях  и переводах развивался его слог, который очень скоро, в «Письмах русского путешественника», так поразил современников. «Откуда взяли вы такой чудесный слог?» - спросил его однажды Фёдор Глинка. «Из камина, - ответил Карамзин. – Я переводил одно и то же раза по три и по прочтении бросал в камин, пока, наконец, доходил до того, что оставался довольным и пускал в свет».
Николай Михайлович вошёл в историю как великий реформатор русского языка, который обогатил язык словами-кальками. Ввёл в обиход слова, без которых мы не мыслим своей речи: промышленность, сосредоточить, моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, катастрофа, будущность и многие другие. Н. Карамзин ограничил роль славянского языка в письменной речи и приблизил её к разговорной. Это он подготовил почву к восходу  «солнца русской поэзии» в лице Александра Пушкина. В школьной программе нет часов для изучения повести «Бедная Лиза». В 9 классе  изучаются литературные направления, и повесть Карамзина – всего лишь иллюстрация к параграфу о сентиментализме, в основе которого лежал культ  чувств. Сам писатель считал, что повесть «Бедная Лиза»- «сказка весьма незамысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки и богатого дворянина. Подобными сюжетами пользовались очень многие писатели.
  
ВОПРОС №1.
     Есть в «Бедной Лизе» нечто, что отделяет повесть от других произведений. И это «нечто» - серьёзный повод задуматься девушкам 21 века, стоит ли бросаться в объятия молодым людям, похожим на Эраста. Ведь он вполне современен. Почему?


ВОПРОС №2.
    Обратитесь к той странице повести «Бедная Лиза», когда героиня признаётся себе, что влюблена в молодого дворянина: «Ах, Лиза, Лиза?...» Почему Лиза стала чужда природе? Выходит, что-то противоестественное происходит  с ней. Есть и ответ в повести на этот вопрос. Так стоит ли «садиться не в свои сани»?     

ВОПРОС № 3
Сентиментализм, превознося человека, фиксировал своё внимание главным образом на изображении душевных движений, глубоко раскрывал мир нравственной жизни. Но это не значит, что Карамзина не интересовал внешний мир, что он не видел связи и зависимости человека от нравов и обычаев общества. Чем объясняется  большой и устойчивый успех у читателей «Писем русского путешественника» Н. Карамзина? Объясняется не только тем, что они явились «зеркалом души» писателя, но прежде всего, содержали богатейший, разнообразный и интересный познавательный материал. С чем знакомил Карамзин русского читателя? «Письма русского путешественника» печатались  в «Московском журнале» (в 1791 – 1792 годах). Очерк стал центральным событием литературной жизни последнего десятилетия 18 века.

ВОПРОС №4
Полюбились читателю и повести Н. Карамзина, которые печатались в «Московском журнале». Повести Карамзина явились новым словом в литературе: в них говорилось о русской жизни, о современности. Но, главное, в повести впервые не пересказывали античные или восточные сюжеты, повесть перестала быть сатирической или авантюрной. Карамзин создал новый тип повести, в которой, по словам Белинского, «как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как её понимали, как она существовала для людей того времени. Как не ослаблял политический консерватизм силу художественного метода сентиментализма, Карамзин и писатели его школы нашли новые темы, создали новые жанры, выработали особый слог, объективно помогая рождению новых художественных взглядов. Утверждая в Бедной Лизе», что и «крестьянки любить умеют», Карамзин умел ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир, расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «всё тёмное в сердцах на ясный нам язык, найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику  нового типа.
    О ком идёт речь в данном отрывке?
   «Пусть Виргилии, прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушие знатных! Я хочу хвалить (Кого? Ф И.) простого поселянина, и хвала моя будет состоять в описании дел его, мне известных. … Я жил тогда в деревне близ Симбирска: был ещё ребёнком, но умел уже чувствовать, как большой человек, и страдал, видя страдания моих ближних. В одной из наших соседних деревень жил, - а может быть, живёт ещё и теперь, - (Ф.И.?), трудолюбивый поселянин, который всегда лучше других обрабатывал  свою землю, всегда более других сбирал хлеба и никогда не продавал всего, что собирал; почему на гумне его стояло всегда несколько запасных скирдов. Пришёл худой год, и все жители той деревни обнищали – все, кроме осторожного (Ф.И.?). Но осторожность была  не единственною его добродетелию.» (Н.М. Карамзин).
А). Какие добрые поступки совершил герой его повести, напечатанной в 1791 году в «Московском журнале»?
Б).  Можете ли вы привести пример таких добрых поступков в наши дни?

ВОПРОС №5
 «Кто из нас не любит тех времён, когда русские были русскими, когда они в собственное своё платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили как думали? В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол … Любовь народная, милость царская были наградою добродетелей старого боярина; но  венцом его счастия и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его.  Много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей; но никакая красавица не могла сравняться с Натальею – Наталья была всех прелестнее. … Сократ говорил, что красота телесная бывает  всегда изображением душевной. Нам должно поверить Сократу, ибо он был, во первых, искусным ваятелем (следовательно знал принадлежности красоты телесной), а, во вторых, мудрецом или любителем мудрости (следственно знал хорошо красоту душевную)»  (Н.Карамзин. «Наталья, боярская дочь», 1792 год).
  А) Ответьте на вопрос, который задал автор повести: «В наше роскошное время  весьма истощился магазин пиитических уподоблений красоты, и не один писатель с досады кусает перо своё, ища и не находя новых». Как воспитывали русских девушек в старину? Какое представление о красоте у современных девушек и юношей?

ВОПРОС №6
  «Помнишь, друг мой, как мы некогда рассуждали о нравственном мире, ловили в истории все благородные черты души человеческой, питали в груди своей эфирное пламя любви, которого веяние возносило нас к небесам, и, проливая сладкие слёзы восклицали» Человек велик духом своим! Божество обитает в его сердце! Помнишь, как мы, сличая разные времена, древние с новыми, искали и находили доказательство любезной нам мысли, что род человеческий возвышается и, хотя медленно, хотя неровными шагами, но всегда приближается к духовному совершенству. … Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества и думали, что в нём последует важное, общее соединение теории с практикою, умозрения с деятельностию, что люди, уверяясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их во всей точности и под сению мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными благами жизни».   (Карамзин. Повесть. «Мелодор к Филалету». 1795 год).
    А). «Мы слишком мало обращали до сих пор внимания на то, что Карамзин был не только художником, но и мыслителем и, можно сказать, первым нашим философом».  Прочитайте журнал «Мономах» № 6(90) 2015 года «Мысли и высказывания Н.М. Карамзина, О назначении человека» Выпишите самые интересные, на ваш взгляд, мысли и запомните для будущей своей жизни.

ВОПРОС №7
  «Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и даже нелепости: так некоторые писали и доказывали, что наши природные способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не только образуют или развивают, но и дают характер человеку вместе с особенным умом и талантами. Одна природа творит и даёт: воспитание только образует. Одна природа сеет: искусство или наставление только поливает семя, чтобы оно лучше  и совершеннее распустилось. Как ум, так и характер людей есть дело природы: отец, учитель, обстоятельства могут помогать его дальнейшим развитиям, но не более. Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных  и холодных. Горящих и равнодушных. Равнодушные люди бывают во всём благоразумнее, живут смирнее в свете, менее делают бед и реже расстраивают гармонию общества; а чувствительные, горячие люди приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами, для которых, по словам Монтаня, нужен всегда «небольшой примес безрассудности», они-то блистают талантами воображения и творческого ума». (Н. Карамзин. «Чувствительный и холодный» Два характера. 1803 год).
А) Ответьте, пожалуйста, как, по-вашему, исчезли ли споры о воспитании подрастающего поколения в наши дни? Актуальны ли слова Карамзина в современной жизни?

ВОПРОС № 8.
        «БЕРЕГ». Впервые это стихотворение опубликовано в «Вестнике Европы» № 19. 1802 год.
После бури волненья,                                  
Всех опасностей пути,                                  
Мореходцам нет сомненья                            
В пристань мирную войти.

 Пусть она и неизвестна!
 Пусть её на карте нет!
 Мысль, надежда им прелестна
 Там избавиться от бед.

 Если ж взором открывают
 На брегу друзей, родных,  
         О блаженство! Восклицают
         И летят в объятьях их.

Жизнь! Ты море и волненье!
Смерть! Ты пристань и покой!
Будет там соединенье
Разлученных здесь волной.

Вижу, вижу... вы маните
Нас к таинственным брегам!
Тени милые! Храните
Место подле вас друзьям!

А). Кому посвящено это стихотворение?
Б). С какой героиней, по-вашему, сравнивают её исследователи: как и  почему?

ВОПРОС № 9
Для какого события было написано стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева, которое впервые было опубликовано в «Вестнике Европы», без 4 и 5 строф и с цензурным вариантом последней строки «И до конца служить России». По чьей просьбе? Запишите это стихотворение и сделайте комментарий. (Журнал «Мономах» №1 (91) 2016 год)

ВОПРОС № 10
Инициатива симбирских дворян по увековечению памяти Н. М. Карамзина на его родной земле получила одобрение и поддержку на всероссийском уровне. Его искренняя глубокая любовь к России, весомый личный вклад в литературу и публицистику, его историографический подвиг не вызывали сомнений у общественности, включая А.С. Пушкина и Д.В. Давыдова. Не возражал и император Николай I. Пока историки осмысливали и искали изъяны в «Истории российского Колумба, мемориальные хлопоты в Симбирске завершились торжественным открытием в 1845 году памятника Н.М. Карамзину, а что было открыто в апреле 1848 года в здании Дворянского собрания»? Расскажите о метаморфозах памяти и идентичности этого памятника!    

ВОПРОС № 11
 В память о выдающемся писателе, историографе, общественном деятеле, одном из самых известных уроженцев Симбирского края Николае Михайловиче Карамзине названы теплоход, общественные учреждения, улицы в различных городах России. Памятник Н.М. Карамзину, установленный в 1845 году по проекту скульптора (Ф.И.?), является одним из символов Симбирска- Ульяновска. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н.М. Карамзина. Что стало своеобразным нерукотворным и вечным памятником писателю в масштабах Солнечной системы?
  

 Литература.
Журналы «Мономах» №1 (91) 2016, №6 (90) 2015, №2 (92) 2016, №3 (93) 2016, № 1 (20) 2000.
«Русская литература 18 века» (составил доктор филологических наук профессор Г.П. Макогоненко), 1970 год.





Комментариев нет:

Отправить комментарий