26 янв. 2014 г.

«Неприятное слово "ответственность" мне всегда казалось важным»

Певицу Ирину Богушевскую печалит, что быть двоечником уже не стыдно
— Какие слова именно сейчас кажутся вам особенно важными и почему?
— Недавно в фейсбуке вдруг начали активно обсуждать одно давнеесоциологическое исследование, заказанное некой российской компанией и посвященное психологии российских крестьян. Там выяснилось, что примерно половина из них считает, что «мы такие, какими нас сделала жизнь», то есть снимает с себя всякую ответственность за свою судьбу. Так вот, это неприятное слово «ответственность» мне всегда казалось важным и кажется важным именно сейчас. Потому что умение брать на себя ответственность за свою жизнь и за жизнь близких — это вопрос выживания для всего нашего общества, не только для крестьян. Без этого умения такие прекрасные существительные, как «достоинство», «сила», «воля», «выбор», «развитие», останутся только в словаре, так же как и прекрасные глаголы «думать» и «делать».
— Существуют ли для вас антислова?
— Есть, пожалуй, только одно слово, которое я сама никогда не произношу и не люблю его слышать, но оно совсем не новое. Это слово «быдло». Такая слышится в нем спесь, такое высокомерие, такое пренебрежение — что-то от барства в его худшем изводе. И мне кажется, оно гораздо точнее маркирует не того, о ком говорят, а того, кто его произносит.
Еще, конечно, выражение «светлый человечек». Тоже очень точный маркер, как показывает жизнь. Услышал от кого-то «ой, да это такой светлый человечек» — скажи спасибо дорогому мирозданию за предупреждение!
А что касается всяких языковых новаций, то они меня скорее не раздражают, а забавляют. Язык — это такая живая субстанция, он, как море, носит в своих волнах кучу всякого мусора. Может, потом что-то обработает и оставит себе, а что-то выкинет на берег. Всякого рода «чмафки», «няшки» и «ухтышки» — порождение его игровой ипостаси, и когда я слышу «ну, на созвончиках, я завтра на раене», как-то не чувствую, что родной язык в опасности. далее

Комментариев нет:

Отправить комментарий