2 апр. 2013 г.

Литература 19 века опасна?..


Претензии к классикам высказал системный математик, экс-сотрудник ГРУ, экс-замминистра культуры, а ныне кандидат исторических наук и глава культурной комиссии Общественной палаты Павел Пожигайло недавно выступил со смелой инициативой - избавить школьников от слишком подробного изучения «либеральных» классиков XIX века. Их от греха подальше «следует поставить под особый контроль». А сказки Щедрина, оказывается, «представляют опасность для детей».

Обозреватель Владимир Ворсобин пригласил Пожигайло в радиостудию «КП», чтобы глава комиссии Общественной палаты разъяснил свои претензии к классикам.
НАРОД НЕ ЧИСТ
- Не знал, что литература XIX века так опасна...
- Я был очень удивлен, когда на меня обрушился вал оскорблений от деятелей культуры. А я всего лишь задался вопросом: мы должны воспитывать детей или нет? Допустим, должны. Чему? Давайте сформулируем. Потому что на нашу Общественную палату валятся страшные цифры: наркомания, суициды, разрушенные браки...
- А в разрушенных браках, извините, тоже Салтыков-Щедрин и «Ревизор» Гоголя повинны?
- Когда речь шла о «Ревизоре», я говорил, что Гоголь после него 10 лет не писал. В своих письмах Гоголь признается, что очень расстроен. Ведь персонажи «Ревизора» - это грехи одной души, воплощенные в разных характерах... Но автор с ужасом обнаружил, что вместо лечения и исцеления люди, наоборот, любовались грехами...
- То есть «Ревизор» противопоказан школьникам?
- Да пусть он останется в школе! Только после преподавания «Ревизора» дайте школьникам избранные места «Переписки с друзьями» Гоголя, и тогда будет понятно, почему он сжег второй том «Мертвых душ». А лучше тяжелые книги отложить на потом, а дать детям сказки Пушкина, «Капитанскую дочку»...
- Они безвреднее...
- Давайте откровенно - часть писателей ХIХ века идеологически подковали будущих революционеров. Белинский, Добролюбов, Чернышевский формировали линию «темного царства» (описанного в «Грозе»), они формировали мировоззрение, оторванное от православия. Где человек возносился как главная единица и знаменатель общественной жизни. И в конечном итоге это привело к революции 1917 года. Я десять лет изучал Столыпинские реформы (защищал диссертацию), и было удивительно - как успешно развивающаяся страна после 1905 года вдруг свалилась в революционный котел.
 - Я правильно понял, что вы хотите оградить детей от авторов, критикующих пусть царскую, но власть?
- Мое личное мнение таково: идея литературы ХIХ века - что власть по определению виновна, а народ по определению чист - и привела к революции. Салтыков-Щедрин в своих произведениях делает виноватым власть, чиновника, превращает их в дремучее царство, а народ везде чист. Но народ не чист.
- Народ не чист?.. Это вы смело.
- История ХХ века - это «Преступление и наказание». Гуманистические попытки интеллигенции в образе Ивана Карамазова найти вариант освобождения народа от старухи процентщицы. А потом страдания, каторга, 70 лет коммунизма. В 1991 году Россия нашла Евангелие под подушкой, как Раскольников. Но сегодня, с моей точки зрения, мы живем в образе Лужина (Лужин - антипод Раскольникова в «Преступлении и наказании». Успешный и циничный карьерист. Он способен любить и ценить только деньги, но маскирует свою безнравственность под прогрессивные взгляды. - Ред.). Теперь понятно, зачем Достоевский сочинил этого героя. Он пророчествовал на 150 лет вперед. Поэтому Достоевский развенчивал гуманизм как мог. подробнее

1 комментарий:

  1. Проекты г-на Пожигайло опасны тем, что могут сбыться в нашей стране необыкновенных возможностей.
    Кстати, Салтыков-Щедрин сам был чиновником (в отличие от нынешних, порядочным и честным), и не какому-то Пожигайло запрещать его произведения.

    ОтветитьУдалить